"Что делать?", "Как поступить?" или почему психолог не дает советов
На самом деле внутри себя каждый человек довольно хорошо понимает, как именно лучше всего поступить конкретно для него. Но это знание скрыто под слоем тревоги и растерянности, пробраться сквозь которые довольно сложно.
По моим наблюдениям вопрос, который чаще всего задают психологу – «Что делать?» Люди, которые его задают, как правило, оказываются в новой (и обычно не слишком приятной) жизненной ситуации, сталкиваются с чем-то, что им сложно переносить. Они испытывают тревогу, растерянность, ощущают себя в тупике, и им очень хочется, чтобы, как в детстве, появился кто-то большой и знающий и быстро решил все возникшие проблемы.

Но взрослый человек отличается от ребёнка именно способностью брать на себя ответственность за свои поступки, и ни один психолог не знает, как будет лучше именно для Вас. Максимум, что он может знать – как в такой ситуации лучше для него, но нужен ли Вам такой совет?

Зато психолог умеет делать другие вещи. Когда человек приходит на приём и задаётся вопросом «что делать?», он поступает автоматически. Ведь обычно принято в случае проблемы, когда человек тревожится, из этой тревоги поскорее начать что-то решать. Само такое состояние переносить довольно сложно, и мы стараемся от него «убежать» в дела и решения. В состоянии тревоги уже не очень важно, что и как именно делать, ведь любые манипуляции тревогу немного приглушают, делают менее выраженной. Но такие действия редко приводят к желательному результату.

На самом деле внутри себя каждый человек довольно хорошо понимает, как именно лучше всего поступить конкретно для него. Но это знание скрыто под слоем той самой тревоги и растерянности, пробраться сквозь которые довольно сложно.
Если смотреть на это с точки зрения развития человека, то совсем маленький ребёнок делать ещё ничего не умеет. Он умеет только чувствовать, ощущать и переживать свои ощущения. Потом, когда он становится старше, годам к трём-четырём он учится и осваивает простейшие манипуляции, обучается «деланию». И всё, что он делает, он делает из своих чувств и ощущений – интереса, азарта, любопытства, а иногда выбирает чего-то не делать из-за страха, опасения или ещё чего-то. То есть предполагается, что перед тем, как начать что-то делать, человек обучается понимать свои чувства, которые потом помогают ему принимать решения.

Когда человек приходит на терапию и спрашивает «что делать?», часто оказывается, что его вопрос не об этом. Ведь «делать» многие вещи такие люди умеют очень хорошо. При этом у них по каким-то причинам не получается в своих действиях ориентироваться на чувства, а без них действия становятся бессмысленными. То есть человек проскакивает стадию ощущений и без проживания её пытается перейти к стадии манипулирования. Но если не понятно, куда хочется двигаться, то, куда бы ты ни двигался, удовлетворение не наступит.

Поэтому в терапии вряд ли можно услышать прямую рекомендацию о том, что же всё-таки делать. Зато есть шанс немного притормозить, присмотреться к своей тревоге, увидеть, какая она, о чём, от чего, как именно мы её переживаем и пофантазировать о том, что бы мы делали, будь у нас, кроме тревоги, ещё и азарт, интерес и энтузиазм, например. Мы будем пробовать прожить все стадии принятия решения, не перескакивая сразу к последней. Это отнимает немного больше времени, зато полученное решение будет Вашим собственным, наиболее подходящим для Вас. Надеюсь, оно сможет приблизить Вас к более полному проживанию своей жизни.