Если смотреть на это с точки зрения развития человека, то совсем маленький ребёнок делать ещё ничего не умеет. Он умеет только чувствовать, ощущать и переживать свои ощущения. Потом, когда он становится старше, годам к трём-четырём он учится и осваивает простейшие манипуляции, обучается «деланию». И всё, что он делает, он делает из своих чувств и ощущений – интереса, азарта, любопытства, а иногда выбирает чего-то не делать из-за страха, опасения или ещё чего-то. То есть предполагается, что перед тем, как начать что-то делать, человек обучается понимать свои чувства, которые потом помогают ему принимать решения.
Когда человек приходит на терапию и спрашивает «что делать?», часто оказывается, что его вопрос не об этом. Ведь «делать» многие вещи такие люди умеют очень хорошо. При этом у них по каким-то причинам не получается в своих действиях ориентироваться на чувства, а без них действия становятся бессмысленными. То есть человек проскакивает стадию ощущений и без проживания её пытается перейти к стадии манипулирования. Но если не понятно, куда хочется двигаться, то, куда бы ты ни двигался, удовлетворение не наступит.
Поэтому в терапии вряд ли можно услышать прямую рекомендацию о том, что же всё-таки делать. Зато есть шанс немного притормозить, присмотреться к своей тревоге, увидеть, какая она, о чём, от чего, как именно мы её переживаем и пофантазировать о том, что бы мы делали, будь у нас, кроме тревоги, ещё и азарт, интерес и энтузиазм, например. Мы будем пробовать прожить все стадии принятия решения, не перескакивая сразу к последней. Это отнимает немного больше времени, зато полученное решение будет Вашим собственным, наиболее подходящим для Вас. Надеюсь, оно сможет приблизить Вас к более полному проживанию своей жизни.